Жильцы против ЖЭКа: новый механизм действий (Юридическая консультация)
Квартплата у жильцов многоэтажек может снизиться, если ЖЭКи предоставляют некачественные услуги или не в полном объеме. Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ разработало новый Порядок перерасчета платы за жилищно-коммунальные услуги, в котором расписан механизм действий жильца против ЖЭКа. Теперь ЖЭКи обяжут раз в год предоставлять жильцам многоэтажек отчет.
Правительство готовит документ, который позволит украинцам требовать от нерадивых ЖЭКов снижения тарифов. Порядок перерасчета платы за жилкомуслуги может быть принят на заседании Кабмина уже этой осенью.
Перерасчет тарифов на обслуживание домов и придомовых территорий предусмотрен законом о ЖКХ, однако сама процедура прописана не была. Как пояснили в Минрегионе, новый документ определяет алгоритм действий жильца и ЖЭКа. «Новым порядком перерасчета тарифов предусматривается, например, что ЖЭК обязан не реже, чем раз в год, предоставить потребителю калькуляцию стоимости услуг за год по конкретному дому. В ней должно быть указано, какие именно проводились работы по дому и сколько это стоило в общем и из расчета на одного жильца», – уточнили в ведомстве. По задумке, в итоге жильцов ждет снижение тарифов по тем позициям, где работы произведены не были.
«Если были заложены деньги на ремонт крыши, а его так и не было, то по результатам года ЖЭК обязан сделать перерасчет», – объяснили в Минрегионе. Кроме того, сам жилец также может обратиться в ЖЭК и потребовать калькуляцию по своему дому. И отказать ему не могут. Документ предполагает и отказ от услуг, которые вам не нужны. В спорных ситуациях жилец в присутствии представителя ЖЭКа оформляет акт-претензию о непредоставленных услугах, если представитель не явится в установленное время, акт-претензию подписывают не менее двух соседей. Если ЖЭК в этом случае откажется делать перерасчет, то жильцы могут обратиться в суд.
Сейчас украинцы даже через суд не могут добиться, за какие услуги платят коммунальщикам. В то время как во многих дворах работники ЖЭКов убирают крайне редко, снег зимой чистят только после жалоб, а подъезды никогда не видели ремонта. Известны случаи, когда ремонт, осуществленный силами жильцов, коммунальщики вписывали в свои услуги в квитанции. Хочется верить, что новый документ поможет справиться с подобными ситуациями.
Правоведы относятся к новшеству Минрегиона по-разному. «Закон о доступе к информации и другие законы, которые обязывают жилконторы предоставлять информацию жильцам о плате за услуги, существуют и сейчас, однако на ЖЭКи это никак не влияет. Надо менять всю систему, при которой сами ЖЭКи будут заинтересованы в качественной работе», – уточняют юристы. «Потребители и раньше имели право потребовать калькуляцию от ЖЭКа, но разве все ее получали? Вся система предоставления и оплаты услуг ЖЭКа четко не прописана. Во многих квартирах до сих пор нет индивидуального счетчика на воду, а отдельно один стоит, который учитывает количество потребленной воды всем домом сразу. А ЖЭК разбрасывает расходы на всех жильцов», – комментируют ситуацию в одной из юридических контор. Однако есть и противоположные мнения о том, что новый документ кардинально изменит жизнь жильцов: к примеру, будет легче доказать в суде, что работники ЖЭКа не исполняли свои обязанности, или опротестовать услуги, указанные в платежках.
Подготовила Юлия Ярославская по материалам: vesti.ua
Источник: http://realtyinfo.com.ua 11 нояб. 2013 г.