Купить, нельзя оформить
Рынок недвижимости с начала текущего года переживает не самый легкий период. Новые правила его регулирования должны были усовершенствовать его деятельность, а на практике – получилось наоборот.
В экстремальных условиях
По данным Ассоциации специалистов по недвижимости Украины, на сегодняшний день каждые три сделки из четырех срываются. Остальные – пока ждут своего завершения, а зарегистрированных буквально единицы – как правило, это те, что оформлялись еще в прошлом году.
Более 70% сделок отложено или отменено, а это десятки тысяч объектов по всей стране. Люди теряют огромные деньги, государство – тоже. Аналитики уверены, что все оживет только после того, как программа работы нотариусов и Государственной регистрационной службы будет полностью изменена и усовершенствована.
А пока нотариусы поставлены в очень жесткие временные рамки. В течение дня они обязаны успеть оформить множество документов, оплатить массу квитанций, внести данные в реестр, отсканировать и отксерокопировать их, чтобы в течение того же дня успеть передать в Госреестр, где, к слову, колоссальные очереди. Чтобы успеть, нотариусу надо иметь штат помощников плюс современное техническое оснащение. Это значит, что нотариусы, скромно снимающие кабинет для своей практики, автоматически исключаются из процесса, а остальные уже подняли свои тарифы на услуги в несколько раз. Вот, к примеру, оформление сделки сегодня обходится ее участникам в 6-7 тыс. грн, то есть в течение января – февраля оно стало дороже на 500-600 долларов, что в нынешней ситуации, когда люди считают каждую копейку, принципиально.
Правда, как утверждает вице-президент Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью Анатолий Топал, на сегодняшний день ситуация немного улучшилась. Уже заработал сайт Госреестра, в Киеве и других областных центрах открыли по несколько отделений Госреестра, а большая часть нотариусов может оформить все документы за 3-4 часа.
Однако отсутствие очередей в Государственной регистрационной службе и помощь компетентных нотариусов не защитят вас от мошенников. Ведь завтра может прийти прежний владелец квартиры и заявить, что никому ее не продавал.
Дело в том, что на данный момент нет реестра, на который должны опираться нотариусы при регистрации прав собственности. Старый, который формировался БТИ в течение 90 лет, не берут во внимание, а новый пока почти пустой. Нотариусы вынуждены «вслепую» оформлять сделки купли-продажи, дарение квартир, не имея подтверждения, действительно ли перед ними находится реальный хозяин недвижимости. Это чревато впоследствии многочисленными судебными исками, когда окажется, что в сделке участвовали аферисты, а не реальные владельцы жилья.
Но на этом проблемы рынка недвижимости не заканчиваются. Отмена обязательной технической инвентаризации квартир также влечет за собой серьезные последствия. Теперь каждый сможет продавать жилье в каком угодно виде, со всеми мыслимыми и немыслимыми перепланировками. Если раньше за это полагались санкции и такие квадратные метры продать было довольно сложно, то сейчас любые перепланировки являются практически безнаказанными.
Советы покупателям и продавцам
1. Совершать сделки с недвижимостью в ближайшие полтора-два месяца надо очень взвешенно, крайне внимательно и осторожно.
2. Во время передачи задатка следует оговорить, у какого нотариуса и на каких условиях будет проходить сделка. Записать в договоре задатка ситуацию форс-мажора – с тем, чтобы иметь возможность возвратить свои деньги.
3. Необходимо самостоятельно проверить покупаемую квартиру на предмет перепланировки, пригласив независимого архитектора.
4. Следует навести справки о хозяевах и истории квартиры (кто и когда там проживал, часто ли она продавалась и пр.). Это можно сделать в ЖЭКе.
Подготовила Анна Терзивец по материалам: www.aif.ua
Источник: http://realtyinfo.com.ua 21 февр. 2013 г.